Вы находитесь на сайте уже:

секунд!

Первые "Ласточки"
История этой классической английской автомобильной марки началась в сентябре 1922 года в городе Блэкпул, когда Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли основали компанию по выпуску мотоциклетных колясок. Они продавались под маркой Swallow (с англ. "ласточка"), что соответствовало их изящной форме. Компания называлась Swallow Sidecar. К сожалению (а может, и к счастью), производство колясок оказалось невыгодным, и Swallow Sidecar занялись выпуском кузовов для популярного в то время недорогого автомобиля Austin Seven, а затем и сборкой автомашин на базе агрегатов Austin. Продукция молодой компании Swallow Sidecar сразу привлекла к себе внимание как красотой и изяществом, так и сравнительно низкой ценой - хотя автомобиль Austin с кузовом Swallow стоил несколько дороже оригинального, он оказался одной из самых дешевых "заказных" машин. Попутно компания выпускала также кузова для Fiat 509A, Morris Cowley и Wolsely Hornet.

 

 

Летом 1931 года на Лондонском автосалоне появился первый автомобиль компании - SS I. Точно нельзя сказать, что скрывалось под аббревиатурой SS - по разным версиям, это Standard Swallow или Swallow Special. Небольшой автомобиль, с которого началась историяJaguar как автопроизводителя, стал одним из самых заметных экспонатов выставки. Низкий вытянутый кузов и шестицилиндровый рядный двигатель придавали SS I вид дорогого спортивного автомобиля, однако его характеристики не соответствовали облику - машина едва развивала 113 км/ч. Этого было вполне достаточно для повседневной эксплуатации, но не могло служить пропуском в класс спортивной элиты.


Магия цифр

Между тем, работы по совершенствованию автомобиля продолжались, и в конце 1935 года была создана модель SS100. Она имела защищенные металлической сеткой радиатор и огромные фары, красивые крылья над спицованными колесами большого диаметра, кузов с чисто английскими вырезами для локтей (их просто некуда было бы деть в узком кокпите) и внушительных размеров топливный бак, прикрытый запасным колесом. Под низким капотом в половину длины машины располагалась 104-сильная рядная верхнеклапанная `шестерка` объемом 2,5 л.

 

Индекс указывал на скорость автомобиля, но на самом деле `магический` для того времени 100-мильный порог (161 км/ч) сумела преодолеть созданная лишь тремя годами позже версия с 3,5-литровым мотором.

 

SS100 серийно выпускалась до 1939 года. Именно на этой модели впервые, с легкой руки Уильяма Лайонса, помимо буквенно-цифрового индекса, появилась надпись Jaguar. Этот автомобиль, отличавшийся изысканными линиями кузова, одержал множество побед на популярных в те годы конкурсах элегантности, а мощный двигатель, частично синхронизированная коробка передач, подвеска на полуэллиптических рессорах, барабанные тормоза Girling и удачная развесовка обеспечивали призовые места в международных ралли и соревнованиях по подъемам на возвышенность.

 

Фирменный стиль многих автомобилей в ту пору большей частью определяла `носовая фигура`, украшавшая пробку заливной горловины радиатора, как носовые свесы парусников. Глава отдела рекламы и сбыта фирмы Ранкин набросал эскиз прыгающей кошки и показал его скульптору Гордону Кросби... Так появилась фигурка ягуара.


Мистер Икс

Во время Второй мировой войны компания выпускала бомбардировщики и легкие внедорожники с мотором Ford. После окончания войны Лайонс, предвидя негативную реакцию на название фирмы, схожее с названием элитарных подразделений Третьего рейха, заменил аббревиатуру SS на Jaguar Car Limited.

 

Первым послевоенным спорткаром Jaguar в 1948 году был XK120. Впервые "сердцем" Jaguarстал двигатель собственной конструкции, работы над которым начались в Ковентри еще в годы войны. Проект получил название "X". Надо отметить, в серию пошел только одиннадцатый вариант "K". Этот двигатель оказался настолько удачным, что его устанавливали не только на купе, но и на первый послевоенный седан Mk V 1949 года.

Серийная рядная "шестерка" с индексом ХК, которая впервые появилась под капотами новых спортивных родстэров Jaguar ХК120 в 1948 году, имела многие черты, свойственные современным силовым агрегатам, - алюминиевую головку блока, гидравлические толкатели в клапанном механизме, расположенные по центру полусферической камеры сгорания свечи зажигания. А главной технической "изюминкой" стали два "верхних" распредвала - смелое и необычное решение для моторов тех лет.

 

При рабочем объеме 3,4 л двигатель развивал 160 л. с. и разгонял родстэр до скорости 192 км/ч (120 миль/ч - отсюда и цифры в названии модели) и покорял тяговитостью и эластичностью. В различных вариантах он использовался на всех автомобилях Jaguar - на представительских седанах, спортивных купе и гоночных болидах - на протяжении 38 лет! Даже после дебюта нового двигателя AJ6 на спортивных купе Jaguar XJS 1984 года и последующей полной замены `старичка` ХК на всех автомобилях Jaguar в течение нескольких лет он еще использовался фирмой на английских Daimler. (В 1960 году Лайонс приобрел старейшую британскую автомобильную фирму Daimler. Еще некоторое время на заводе Daimler производили машины, разработанные фирмой самостоятельно, но в целях экономии с 1966 года под маркой Daimler с незначительными декоративными изменениями уже продавались седаны Jaguar.)

 

Первоначально XK120 планировался как мелкосерийный автомобиль (около 200 штук), однако спрос на эту модель превзошел все ожидания, и до 1954 года было выпущено около 12 тысяч экземпляров.

 

В 1954 году на смену XK120 пришел XK140, мощность двигателя которого составляла сначала 190 л.с., а потом и 210 л.с. Спустя всего три года модель заменили еще более мощной XK150. С 265-сильным мотором она разгонялась до 210 км/ч. Это был первый в мире серийный автомобиль, получивший дисковые тормоза на всех колесах.

 

Участвовавший в 1950 году в гонке `24 часа Ле-Мана` Jaguar ХК120 долгое время держался в группе лидеров, но до финиша добраться так и не смог. Лайонс рассудил, что если серийная машина показала неплохие результаты, то специально подготовленный автомобиль имеет все шансы на первое место. Так в 1951 году на трассу вышел XK120C, или C-Type. Форсированный до 210 л.с. за счет увеличения объема двигатель, три карбюратора Weber вместо двух SU и облегченный кузов с пространственной рамой из труб позволили одной машине установить рекорд круга, а другой легко выиграть гонку. Всего на счету C-Type 37 побед в международных соревнованиях. В 1954 году на смену C-Type пришел Jaguar D-Type, трижды подряд занимавший первое место в Ле-Мане. Форсированный до 277 л.с. двигатель позволял D-Type двигаться со скоростью 240 км/ч, а разгон до 100 км/ч составлял 4,7 с. За возвращение Великобритании былой спортивной славы Уильяму Лайонсу был пожалован дворянский титул.

 

Ягуар - млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 2 м, хвоста - до 75 см. Обитает в тропических и субтропических лесах Америки. Ягуары хорошо лазают и плавают; активны на рассвете и в сумерках. Под угрозой исчезновения.


Легенда под литерой `Е`

Прототипы Е1А 1958 года и Е2А 1960 года положили начало серийному родстэру Jaguar E-Type, который поразил посетителей Женевского автосалона 1961 года. Двухместный Е-Type с обтекаемым кузовом на пространственной трубчатой раме, 3,8-литровым двигателем и независимой подвеской всех колес развивал максимальную скорость 240 км/ч. Эта модель принесла фирме Jaguar всемирную славу. Всего до 1975 года было выпущено более 75 тысяч E-Type. Получивший при рождении двигатель объемом 3,8 л мощностью 265 л.с., в процессе эволюции E-Type приобрел сначала 4,2-литровый, а потом и 5,3-литровый двигатель V12. Конец истории E-Type в 1975 году положил нефтяной кризис - 12-цилиндровые двигатели оказались слишком `прожорливыми`.

К сожалению, спортивной славы своих предшественников E-type не достиг, и в 1966 году был построен спортивный прототип XJ13 со среднерасположенным двенадцатицилиндровым двигателем и полностью алюминиевым кузовом. Но максимальной скорости 281 км/ч в то время было уже недостаточно для завоевания первых мест в международных соревнованиях, и в 1971 году работы по XJ13 были свернуты.

 

В 1988 году на Британском автосалоне был представлен полноприводный концепт JaguarXJ220 c двигателем V12 объемом 6,2 л, однако работы над этим автомобилем возобновились только спустя год. Было принято решение о выпуске малой партии (около 350 штук) XJ220, причем двигатель V12 был заменен на 6-цилиндровый объемом 3,5 л. Его 540 л.с. приводили только задние колеса и разгоняли XJ220 до 210 миль/час. Всего с 1992 по 1994 год было продано 275 экземпляров XJ220 по цене 403 тысячи фунтов. А в 1996 году появилась совершенно новая модель XK8, заменившая изрядно устаревший к тому времени XJ-S.


Спортсмен во фраке

Кроме спортивных, Jaguar выпускает и шикарные представительские машины, по роскоши, убранству салона и престижности соперничающие с такими марками, как Rolls Royce и Bentley. Их история началась в сентябре 1948 года, когда было объявлено о создании новой послевоенной модели Mk V. Автомобиль предлагался с кузовами седан и кабриолет и оснащался моторами объемом 2,5 и 3,5 л.

 

Модель Mk производилась в разных вариантах и сериях. Например, Jaguar Mk II, выпускавшийся с 1959 по 1969 год, имел в своем арсенале как сравнительно тихоходный мотор 2,4 л 120 л.с, так и двигатели, позаимствованные у серии XK мощностью 213 и 223 л.с. Mk II развивал с этими двигателями скорость 195 и 200 км/ч соответственно. Скоростные качества автомобиля были оценены даже Скотланд-Ярдом, который приобрел себе несколько Mk II с самыми мощными, 3,8-литровыми моторами.

 

Удивительно, но седаны Mk I и Mk II достигали больших успехов в гонках. На некоторых из них ездили самые известные гонщики того времени - Майк Хауторн, Стирлинг Мосс, Грэм Хилл, Рой Сальвадори, Брюс МакЛарен и другие. Jaguar выигрывал гонки машин класса Grand Tourismo в Германии, Австралии, Новой Зеландии и Тасмании, а также установил международный рекорд дальности в Италии. В Великобритании машины Mk II поддержали традицию Jaguar ежегодно выигрывать гонки серийных машин в Сильверстоуне и в 1961 году принесли компании тринадцатую победу.


В поисках пути

Британская автомобильная промышленность, достигнув зрелости в 60-е годы, постепенно становилась жертвой собственной консервативности. Начались массовые банкротства компаний. Пытаясь сохранить свои позиции, фирмы стали объединяться. В 1968 году Jaguarвошла в состав British Leyland Motor Corporation (BLMC), заняв верхушку модельного ряда: самые дорогие Daimler (включая единственную модель Limousine, разработанную этой фирмой без помощи Jaguar), поскромнее - Jaguar. Причем из-за `корпоративных интересов` руководство BLMC прекратило производство не менее роскошных автомобилей фирмы Wolseley, также вошедшей в корпорацию. В это время группой Daimler/Jaguar руководил Джон Эган. Он-то в 1984 году, в разгар кризиса автомобилестроения Великобритании, и подписал решение выйти из BLMC, справедливо полагая, что если начнут экономить, в первую очередь сокращению подвергнутся наиболее затратные подразделения.

 

В течение пяти лет Daimler/Jaguar еще `гулял сам по себе`. Благо, было в запасе несколько неплохих моделей. Например, седан XJ6, выпускавшийся с 1968 года с 6-цилиндровым, а позднее - 12-цилиндровым двигателем. Или XJ-S (1975), скоростное купе с V12. Этот двигатель был примечателен необычно высокой степенью сжатия 12,5:1, достигнутой благодаря патентованной камере сгорания May-Fireball. На модели XJ-S применялась оригинальная независимая задняя подвеска, роль верхнего поперечного рычага в которой играла полуось. А тормозные механизмы (до 1994 года) были вынесены к главной передаче. Модель выпускалась мелкими партиями в различных модификациях вплоть до 1996 года, получив со временем 3,2-литровый 6-цилиндровый двигатель мощностью 333 л.с.

Но несмотря на все технические и эстетические изыски, в 1989 году компания утратила независимость и вошла в состав империи Форда.


Время перемен

Новые хозяева не стали радикально менять модельный ряд, а пошли по пути модернизации уже существующих машин. Прошло семь лет, и только в 1996 году в арсенале Jaguarпоявился новый спортивный седан S-Тype. Сегодня покупателям предлагается гамма из четырех семейств - XK8/XKR, X-Type, S-Type и XJ. Готовится к выпуску новая серия - F-Type. Недавно на очередном автосалоне был представлен футуристический концепт-кар R-Coupe.История Jaguar продолжается...

История Jaguar

Jaguar, как ни странно, не относится к числу старейших автомобильных марок. Образована она была аж в 1922 году, когда автомобили, хоть и делали в своём прогрессе первые "обороты колеса", но были делом уже довольно обычным. И в этом году английские ребята Уильям Лайонс (William Lyons) и Уильям Уолмсли (William Walmsley) организовывают фирму по производству мотоциклетных колясок Swallow Sidecars (SS). Однако очень скоро фирма перешла к изготовлению собственных автомобильных кузовов, которые устанавливала на шасси известных брендов - Austin, Wolseley и даже FIAT!

На этой волне Swallow Sidecars (кстати, попробуйте перевести это название на русский и получите интересный вариант - "Бортовые автомобили "Ласточка") набрала некоторую популярность, а в 1931 году к ней пришёл первый серьёзный успех - в производство запустили спортивную модель, базировавшуюся на шасси фирмы Standard, в связи с чем аббревиатуру SS теперь стали расшифровывать по-новому - Standard Swallow. То есть, Ласточка обыкновенная.

 

 
 
 
 
 
 

Первую модель именовали, само собой, SS I и выпускали до 1936 года. Поначалу она имела две модификации: 16HP и 20HP - по количеству лошадиных сил, начисленных по принятой тогда "системе вычисления налоговой мощности". Реально же, в сегодняшних единицах, моторы объёмом 2.0 и 2.6 литров имели соответственно 46 и 58 л.с. После 1934 года объёмы возрасли до 2.1 и 2.7, а мощность - до 62 и 72 "лошадей". Завидный для многих результат по тем временам.

 
 
 
 
 

Почти вместе с первой "Ласточкой" (кстати, не отсюда ли пошло это выражение?), из англицкого гнезда вылетела и вторая - более "бюджетная" SS II в модификациях 10HP и 12HP (1.35 литра, 37 л.с. и 1.6 литра 45 л.с.) - её начали производить в 1932-м. Оба седана, SS I и SS II, считались автомобилями престижными.

 
 
 
 
 

 В 1935-м появилось второе поколение SS - открыла его модель SS90 с 2.7-литровым мотором в 90 л.с., который разгонял аппарат до 145 км/ч. А в следующем году стартовала линейка престижных седанов SS - модели SS 11/2 -Litre и SS 21/2-Litre имели, соответственно, моторы в 42 и 104 л.с. ("младший" был 1.6-литровым) и впервые были названы Jaguar. Так ласточка стала Ягуаром. А особого успеха добились стильные родстеры SS100, имевшие под капотом 115 сил. В 1938 году появился ещё более мощный седан Jaguar SS 31/2-Litre - мотор объёмом 3485 куб. см. выдавал 125 "лошадей".

 
 
 
 
 

Военное время наложило свой отпечаток - после Второй мировой эти модели выпускались практически в довоенном варианте, за одним коренным различием - аббревиатуре SS уступило место куда более политкорректное в той обстановке обозначение модели - Mk IV, или Mark IV. Кроме седанов стали делать и кабриолеты, а название марки окончательно сменилось на Jaguar - во многом по тем же политическим причинам. В 1949 появилось следующее поколение Mk V - внешность была консервативной (узкий капот, подножки, вертикальные радиаторы и выступающие крылья), но вот передняя подвеска - уже была независимой! Кстати, интересный факт: Mk IV и Mk V, или Mark IV и Mark V - в точности так назывались британские танки времён Первой мировой войны...

 
 
 
 
 

Вместе с этим складовалась и спорт-линия марки Ягуар. Надо сказать, что точка отсчёта у этой линии получилась что надо: в 1948 году на автошоу в Лондоне показали XK120 - и "срубили" такую прессу и такой ажиотаж вокруг автомобиля, что решение о серийном выпуске было принято очень быстро. 3.4 литра, 6 цилиндров, два распредвала с верхним расположением, полусферические камеры сгорания и 160 лошадей как результат - этот волшебный рецепт успеха для модели XK120 ягуаровские инженеры придумали во время войны - когда вели ночные противопожарные дежурства на заводе.

 
 
 
 
 

XK120 имел три типа кузова (купе, кабриолет, родстер) и облик, который сегодня является узнаваемой классикой Jaguar - эротичные обводы, волнующие пропорции, чувственный профиль и почти полностью скрытые колёса (в некоторых версиях задние). Эта модель без преувеличения сразила наповал весь автомобильный мир - в частности, стратегически важный североамериканский рынок проникся английской маркой Jaguar навсегда.

 
 
 
 
 

В первые два года производства рама автомобиля была деревянной с закреплёнными на ней алюминиевыми кузовными делалями - одна из тех английских традиций, которые кое-где сохранились до сих пор - но в 1950 году машина получила кузов из штампованных стальных панелей. Индекс "120" в названии не случаен - именно столько миль в час (или 193 км/ч) мог развить XK120, благодаря чему и был признан самым быстрым в мире серийным автомобилем. Мало того, была и "заряженная версия", XK120SE, имевшая мотор в 180 сил.

 
 
 
 
 

Лочично продолжил эту линию появившийся в 1954-м XK140, очень похожий на "собрата" и выпускавшийся сначала также с 180-сильным мотором, но познее получивший двигатель в 192 л.с. Индекс по-прежнему строго следовал за "максималкой" - она составляла уже 140 миль/ч или 225 км/ч. А в период с 1957-го по 1961 год выпускался Jaguar XK150, у которого "базовый" мотор имел 3.5 литра объёма и 253 л.с.!

 
 
 
 
 

Как, будучи таким "выдающимся джентельменом", обойти внимание гонки? С 1951 по 1953 великолепная начинка от Jaguar XK120 нашла воплощение, помимо серийных машин, в 54 (по другим данным - 52) экземплярах Jaguar C-Type - стремительный низкий силуэт, подчинённый канонам аэродинамики, и форсированный до 205 сил мотор. "Си-Тайп" дважды выигрывал Ле-Ман - в 1951 году (пилоты - Питер Уокер (Peter Walker) и Питер Уайтхед (Peter Whitehead) и в 1953 году (пилоты - Тони Ролт (Tony Rolt) и Дункан Гамильтон (Duncan Hamilton) - во второй раз машина прошла по кольцу Сарте 267 кругов, что составило 3611.193 км, со средней скоростью 170 км/ч. Продолжил череду Ле-Мановских побед Jaguar D-Type (1954—1957), на сегодняшний день являющийся предметом особой страсти коллекционеров. Выпущено было всего 88 штук, а самым серьёзным достижением стали шесть (!) первых мест на Ле-Мане в 1957-м, в том числе первое и второе.

 
 
 
 
 

Принципиально новая послевоенная модель появилась в 1950-м - это был Mk VII с "понтонным" кузовом - выпуклые боковые обводы и весьма консервативная в целом, "пузатая" внешность. В той же канве были созданы Mk VIII (1957—1959) и Mk IX (1958—1961).

 
 
 
 
 

Однако, вместе с тем, Jaguar начинает развивать совершенно иную тему, которая началась с модели Mk I (1955—1959). Это был небольшой седан, с цельным дизайном, ушедшим от довоенной "выпуклости", и ставший - главное - первой моделью компании с несущим кузовов. Концепция, воплощённая в Mk I, станет для Jaguar определяющей на многие десятилетия вперёд.

 
 
 
 
 

Удачно развил тему Mk II, запущенный в производство в 1959-м и выпускавшийся до 1966 года. За годы производства 3.8-литровый Mk II снискал себе славу как удобного "бандитского", так и хорошего полицейского автомобиля - в объёмный багажник помещалась вся добыча после налёта на банк, а приемистый мотор, разгонявший машину до 200 км/ч, позволял сколь успешно уходить от погони, столь и добиваться успеха в полицейском преследовании.

 
 
 
 
 

В линейке больших седанов в 1961-м произошли очередные изменения - Mk IX сменил новый Mk X, отличавшийся более динамичными очертаниями, под стать которым был и мотор - 265 л.с. А в 1966 ему на смену пришёл автомобиль, именовавшийся по новому для компании принципу - Jaguar 420. Он имел 6-цилиндровый мотор объёмом 4235 куб. см. и мощностью 245 л.с. Параллельно с "четыреста двадцатым" (с 1964-го по 1968 год) выпускался красавец S-Type, предлагавшийся с двумя моторами - 3.4 литра (210 л.с.) или 3.8 литра (220 л.с.).

 
 
 
 
 

Но в 1961 произошло ещё одно знаковое событие - родился великий и прекрасный Jaguar E-Type (он же XKE). Маститый спорткар с распластанным над землёй "телом" и 3.8-литровым 265-сильным "сердцем" развивал максималку в 241 км/ч. В 1966 году к уже имевшимся в гамме E-Type кузовам (купе и родстер) добавилось купе с посадочной схемой 2+2. В третьем поколении, через десять лет после начала выпуска, E-Type получил под свой бесконечный капот (откидывался весь передок целиком!) могучий V12 объёмом 5343 куб. см. и мощностью 272 л.с. Машина, помимо очевидных плюсов, имела к тому же относительно невысокую цену, а потому пользовалась огромной популярностью, особенно в США, и её выпускали вплоть до 1974 года.

 
 
 
 
 

Шестидесятые стали для Ягуар временем слияний и поглощений. В 1960 под контролем Jaguar оказалась старейшая британская марка Daimler (не путать с немецким концерном Daimler-Benz!), которая вскоре после подчинения перестала выпускать самомстоятельные модели - почти все машины Даймлер после 60-го года выглядят точь-в-точь как "Ягуары". Из этого ряда выбивались только "независимые" роскошные лимузины, например Daimler DS420 (выпускавшийся и под брендом Jaguar), который за годы выпуска успел стать реальной британской классикой - его делали с 1968 по 1992 год. А все прочие Даймлеры были, по сути, супер-люксовым исполнением моделей Jaguar - первым из таких был Daimler Sovereign, суть Jaguar 420 на "полном фарше". Такая практика имела место до 2002 года, а потом, после 3-летнего перерыва, был выпущен Daimler Super Eight - дорогая версия "заряженного" Jaguar XJR.

В 1966 году Jaguar вошла в состав холдинга British Motor Holding (ранее - корпорация BMC, British Motor Corporation), который в 1968-м превратился в знаменитую British Leyland Motor Corporation - после слияния с концерном Leyland. Всё это, однако, не повлияло на стилевую чистоту автомобилей Jaguar - модельный ряд компании вообще никак не был унифицирован (чего можно было бы ожидать) с остальной продукцией корпорации Бритиш Лейланд.

 
 
 
 
 

В 1968 году появился Jaguar XJ - он разом заменил собой "пучок" из трёх моделей, принадлежащих, по сути, к одному классу среднеразмерных седанов: Mk II, S и 420. Первоначально XJ имел мотор в 4235 куб.см. и 245 силы (версия XJ6), с 1972-го появился новый V12, мощностью 253 л.с. (версия XJ12), а с 1974 года машина в этой версии имела уже 285 сил. В период с 1975 по 1978 годы вместе с седаном XJ выпускался и в вариан в кузове купе.

Те, родом из шестидесятых классические модели XJ, облик которых создан легендарным Уильямом Лайонсом, - тем самым, одним из двух "отцов-основателей"! - считались очень престижными и стали визитной карточкой марки Jaguar на долгие годы. Это наследие будет столь сильным, что вытеснить "классику", сможет только новый S-Type, аж в 1996-м, а стать столь же значимым среднеразмерным седаном - по крайней мере потенциально - удасться только революционному XF, уже в другом веке... Но мы опять сильно забежали вперёд.

 
 
 
 
 

По-настоящему взорвал линию спортивных машин в модельном ряду Jaguar великолепный XJS - произошло это в 1975 году. Были версии и с 12-цилиндровым мотором, и более доступный вариант с "шестёркой" в 3590 куб.см.. и 228 л.с. Jaguar XJS - опять не обойтись без слова "классика", но в случае с Jaguar по-другому никак: и XJS действительно тоже стал мировой классикой спорткаров, продержавшись на волне популярности и, соответственно, в производстве, до 1996 года.

В этом месте нашего рассказа уместно будет упомянуть об ещё одной линии эволюции "Британских Кошек": от спорткаров к суперкарам. Настоящим праздником для фанатов скорости от Jaguar стало появление в 1988 году концепта Jaguar XJ220, который спустя четыре долгих года пошёл в производство. Как мы уже знаем, трёхзначные числовые индексы в названиях моделей у "Ягуаров" не случайны и обозначают скорость в милях. Если говорить о концепте 1988 года, то во чрево низкого, клиновидного, истинно ягуаровского кузова был помещён 500-сильный  6.2-литровый мотор. Серийная же версия имела мотор поменьше - V6, 3.5 литра, но была даже мощнее 12-цилиндрового за счёт двойного турбонаддува - 549 л.с.

 
 
 
 
 

Выпускался этот очаровательный монстр всего два года - с 1992 по 1994-й, и был, как XK120 в своё время, самым быстрым серийным авто, пока с этого пъедестала его не сместил McLaren F1. Jaguar XJ220 хорош и сегодня - внешность супергероя фантастического боевика и отменные драйверские повадки. Которые, кстати позволили этой машине добавить к Ле-Мановским победам "Ягуаров" ещё одну - в 1993-м XJ220C стал первым в классе GT.

Однако ещё с конца 80-х Jaguar лихорадило, как и весь британский автопром - на фоне обостряющейся битвы за клиента, глобализации автобизнеса, усреднения облика современного автомобиля и стремления выпускать как можно больше одинаковых моделей с разными лейблами на капоте, Jaguar с его индивидуальностью и чуть старомодной роскошью, с его пренебрежением современными тенденциями и явным, хоть и небольшим, отставанием от конкурентов по люкс-сегменту, встал на грань разорения. Кризис был заметен невооружённым глазом, и он типичен для автопрома - временные промежутки между выходом на рынок новых моделей всё удлиннялись.

 
 
 
 
 

Положение, как ни странно, спас Ford, который стремился обладать "Ягуаром" ещё со времён XK120, добившегося, как мы помним, серьёзного успеха в США. Jaguar вместе с маркой Daimler перешёл под контроль Ford в 1989 году. К "фордовскому" периоду относится появление спортивного XK8, который в 1996-м сменил культовую модель XJS. XK8 выпускалась с 4-литровым 284-сильным мотором, а заряженная версия XKR, настоящая "ракета на каждый день", имела табун из 363 "лошадей". После весьма удачного рестайлинга в 2006-м из обозначения исчезла восьмёрка, и машина стала называться просто XK.

Начало "нулевых" ознаменовалось разбиением модельного ряда седанов Jaguar на несколько линий - как уже некогда было. Первым стал S-Type, появившийся в в 2000 году и имевший, в зависимости от версии, 238- или 276-сильный мотор. В 2003-м S-Type дополнился версией R - турбонаддув и, как следствие, 390 л.с. Даже людям, далёким от автомобильного мира этот автомобиль - появившийся в сложное, компромиссное для Jaguar время - запомнился, благодаря клипу Стинга "Desert Rose". Однако даже тонкий, поэтичный образ, созданный певцом, "Эс-Тайпу" не очень помог - продажи были не слишком высокими. Специфическая внешность? Высокая цена? Неумение маршировать под строгую дудку рынка? Похоже, этот автомобиль просто появился в неправильную эпоху.

 
 
 
 
 

Вторая линия ягуаровских седанов начала 21 века - это компактный Jaguar X-Type, созданный на платформе Ford Mondeo в 2001 году, как ещё одна попытка выхода в сегмент доступных автомобилей с целью "взбодрить" дела английской марки. X-Type стилистически напоминал старые "Ягуары", но по сути сильно отличался от того, к чему привыкли поклонники марки - он мог быть передне- или полноприводным (вот она, платформа Мондео), а вторым после седана типом кузова стал... универсал! Первый и, может быть, последний в истории марки. Покупатель не понял, зачем нужен тот же Мондео, но дороже, да ещё с "лицом" чопорного английского аристократа, и X-Type в безубыточной для Ford мере не оценил. Хотя и был X-Type самым доступным из тогдашних "Ягуаров".

 
 
 
 
 

В начале 2007 года, загодя до начала мирового финансового кризиса, концерн Ford столкнулся с серьёзными финансовыми проблемами, в связи с чем рассматривалась возможность продажи неприбыльных подразделений. В начале 2007 года официальные лица компании Ford сделали заявление о том, что марка Jaguar в составе Форд будет сохранена - по крайней мере, на ближайшие годы. Но было понятно, что будущее одной из немногих уцелевших британских марок (большинство из них к тому моменту уже канули в Лету) находится под большим вопросом.

 
 
 
 
 

Последняя добрая весть, которая прозвучала, когда Jaguar ещё находился под контролем Ford - это то, что S-Type в 2008 году заменит принципиально новая модель XF; она не была похожа ни на что, сделанное под маркой Jaguar прежде - облик был создан командой нового дизайнера марки Яна Коллама. Произошло рождение XF как и обещали, в 2008-м, только Jaguar в это время уже не принадлежал Ford - новым хозяином Jaguar Land Rover (JLR) стал индийский миллиардер Ратан Тата, владелец и создатель компании Tata. Ещё в прошлом веке это могло выглядеть очень смешным, но Tata для марки Jaguar сегодня - реальный выход. Потому что новый хозяин оказался рачительным и внимательным.

 
 … Продолжение »
© Jaguar XFR
Создать бесплатный сайт с uCoz